MVP (minimum viable product) — это минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей, понять что им нужно и не создавать то, что им неинтересно.
Какой бы гениальной она не была, идея — это не конечный результат. Создав минимально жизнеспособный продукт, вы сможете:
Сэкономить деньги, не вкладывая их в провальный проект.
Проверить, интересует ли ваш продукт потенциальных пользователей.
С помощью итераций узнать, какое направление развития будет самым оптимальным.
Собрать базу потенциальных клиентов и найти ранних приверженцев своего продукта.
Стив Бланк, автор методики развития клиентов (customer development methodology), утверждает, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов.
Вместо того, чтобы изучить их потребности еще на ранних стадиях, разработав MVP product, основатели стартапов с головой уходят в работу над рисковой затеей, непроверенной на реальных пользователях.
Первое, что нужно сделать, — сформулировать цель продукта.
Ответьте на вопрос: «Для чего нужен этот продукт?».
Переходите к следующему шагу, как только четко изложите в нескольких словах ценность продукта.
Например, если вы хотите открыть сервис доставки еды, проблема, которую вы хотите решить, может звучать так: «Обеспечить пользователям получение еды из местных ресторанов навынос».
Удовлетворить потребности широкой аудитории — ошибочное решение. Увеличьте свои шансы на успех — выберите определенную аудиторию.
Сделайте развернутое описание персоны, которой может понравиться ваш продукт.
Представления об образе жизни интересной вам аудитории помогут понять, сможет ли ваш будущий продукт решать проблемы потенциальных покупателей, с которыми они сталкиваются регулярно.
Не переоценивайте эксклюзивность своего продукта, особенно если заранее знаете о других компаниях в отрасли. Проанализируйте конкурентов.
Выясните их сильные и слабые стороны, чтобы определить функциональность своего будущего продукта.
“Проанализируйте трех главных игроков рынка, узнайте, как долго они существуют на нем, какие продукты и услуги предоставляют. Определите, есть ли у них конкурентные преимущества и оцените свою способность предложить что-то лучшее.”
User flow — путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Он должен быть логичным и понятным.
Карта путей пользователей — руководство с требованиями к контенту и дизайну сайтов / приложений.
При построении хорошей карты путей пользователей вы должны понимать, что хотят получить клиенты при использовании вашего продукта.
Убедитесь, что вы предоставили пользователям дополнительную информацию и выясните возможные недочеты, которые могут помешать им перейти на следующий шаг.
Вам необходимо перечислить обязательные функции для будущего продукта.
Вы должны выяснить, насколько важна и ценна конкретная функция, как часто она используется, имеет ли риски, сколько пользователей к ней обращаются.
После того, как вы упорядочили функции в соответствии с их приоритетом, начертите вертикальную линию и разместите их в нужной последовательности. Самое важное и часто используемое поставьте в верх списка, остальное — разместите снизу.
После того, как вы расставили функции по их приоритету, можно определить объем MVP.
Первый горизонтальный ряд на карте называется ходячим скелетом (каркасом).
Этот ходячий скелет — наименьшая полезная версия продукта, которой недостает «мяса», то есть функциональности. Сначала мы должны создать каркас.
В некоторых случаях MVP совпадает с каркасом, а иногда обладает ограниченной функциональностью.
Чтобы понять, какие есть отличия между каркасом, минимально жизнеспособным продуктом и его дальнейшей концепцией, вы должны классифицировать функции.
Альфа -так называемое внутреннее тестирование, когда ограниченная группа людей оценивают продукт.
Если продукт прошел этот тест, вы можете перейти к бета-тестированию - позволить реальным пользователям попробовать продукт в течение одной-двух недель.
Проанализируйте обратную связь и определите, какие функции необходимо добавить или заменить, чтобы сделать продукт лучшим.
Если вы собрали достаточно отзывов, можете обновить продукт, затем снова протестировать его и получить обратную связь.
Количество циклов «создания-тестирования-обучения» и их временные рамки зависят от продукта.
Бумажное прототипирование — это самый первый этап и часто используемый метод проектирования сайта или мобильного приложения, к тому же самый доступный.
Основная цель на этом этапе — построить грамотную структуру для взаимодействия с посетителем.
Прототип это не финальный дизайн, не стоит в нем прорисовывать графические элементы, вставлять иллюстрации или учитывать шрифт.
За степенью детализации стоит следить, так как этим легко увлечься.
С помощью такого прототипа можно показать структуру будущего сайта или приложения и получить мгновенную обратную связь от заказчика, нарисовали, обсудили, нарисовали еще раз, если это необходимо. После представления прототипа клиент знает чего ожидать в результате, а разработчик уверен в целях и требованиях.
Высокая скорость — возникла идея, тут же ее воплотили. В процессе появились вопросы, или новые идеи — сразу сделали изменения. Это гораздо быстрее сделать на бумаге, чем проектировать в программе.
Детализация — можно дорисовывать или добавлять элементы интерфейса.
Доступность — не нужно владеть программами для прототипирования или графическими редакторами.
Дешево — нужны только ручки, карандаши, ластик и ножницы.
Позволяет продумать систему взаимодействия с пользователем, расположение нужных блоков, организовать систему навигации.
Минимально жизнеспособный продукт играет роль подушки безопасности — дает возможность прогнозировать коммерческий и технический потенциал продукта, а также его реализацию.
MVP позволяет принимать технические и бизнес-решения на основе фактов, а не предположений.
Поэтому тестирование концепции или продукта на рынке — главная цель создания MVP.