Привет!
Какой бы банальной ни казалась данная тема, её влияние на проект очень велико.
В крупных командах от правильного распределения ролей зависит большая часть успешности проекта.
В командах поменьше действуют те же правила, что и в больших, но разделять роли в этом случае поменьше намного проще, так как распределение не включает в себя сложного разделения обязанностей.
В данной статье мы представим роли, которые присутствуют в проекте для его организации, а также роли, которые стоит выделить внутри каждой команды.
(Данная схема представляет общую концепцию иерархии организации проектной работы внутри различных компаний, хотя в студенческих проектных практикумах есть элементы данной схемы)
Менеджер проекта
Когда требования клиента определены и правильно интерпретированы, в процесс разработки подключается менеджер проекта.
Его основная задача заключается в управлении проектом, как следует из названия профессии.
Менеджер проекта выполняет огромное количество работ, начиная от разработки плана проекта, оценки рисков,
контроля функциональных и стоимостных рамок и заканчивая ежедневной работой с командой на проекте.
Менеджер проекта распределяет задачи между ними, планирует ход работы, мотивирует команду, контролирует процесс и координирует общие действия. Также он несет ответственность за тайм-менеджмент, управление рисками и действия в случае непредвиденных ситуаций.
Менеджер проекта следит за тем, чтобы процесс разработки шел по плану.
В гибких методологиях это также подразумевает то, что изменения, которые необходимо внести в проект, внедряются корректно, так что клиент может быстро и легко утвердить их, а команда не делает лишней работы.
Разработчики
Это ключевые люди в любой ИТ команде, именно они занимаются непосредственным созданием программного продукта или сложным конфигурированием базового коробочного решения.
Существуют различные уровни в команде разработчиков программного обеспечения, включающие junior, middle и senior уровни, которые зависят от опыта работы и уровня экспертизы.
Цены нет тем разработчикам, которые понимают (или хотя бы хотят понимать, будем честными) бизнес-сторону вопроса.
Ведь за любым программным продуктом стоит какая-то бизнес потребность и ее хотя бы приблизительное понимание командой разработки является существенным преимуществом и упрощает всем жизнь. В командах ценят разработчиков, а таких особенно, а также из них вырастают одни из самых успешных руководителей проектов.
Аналитики
Самомый верномый коллега и соратник на любом проекте для разработчика — это аналитик или бизнес-аналитик .
Эти ребята берут на себя весьма существенную часть работы, находясь на стыке бизнеса и технологий.
Роль бизнес-аналитика заключается в планировании оптимального процесса разработки, интерпретации требований заказчика, подготовке документации и осуществления эффективной коммуникации между клиентом и командой.
В типичные задачи бизнес-аналитика входит:
Работа с представителями бизнеса и глубокое понимание их процессов;
Самостоятельная идентификация и анализ проблем/узких мест в рабочих процессах;
Сопоставление найденных проблем с потребностями бизнеса,которые они сами изъявили;
Проектирование решения, которое удовлетворит все потребности и решит проблемы (зачастую, помимо проектирования IT решения, требуется также и предложение по реструктуризации деятельности);
После того, как решение спроектировано (построены модели данных, описаны use-case, написаны спецификации на разработку), документация переходит к разработчику, а аналитик продолжает постоянную коммуникацию с разработчиком для более эффективной работы
UI/UX дизайнер
Это тот человек, от которого идет большая часть креативности в проекте.
Главная ответственность UI/UX дизайнера заключается в создании приятного интерфейса и отличного пользовательского опыта.
Дизайнер использует вайрфреймы, созданные клиентом или бизнес-аналитиком, чтобы создать дизайн интерфейса (UI) согласно действующим гайдлайнам и трендам.
Он также планирует пользовательский опыт, который сделает продукт удобным для использования.
Клиенту удобно видеть модель приложения, а программистам прототип просто необходим, чтобы написать код.
Это как дизайн-проект комнаты для профессионалов, которые будут её декорировать — необходимо видеть, что должно получиться в результате работы.
Тестировщики (Quality Assurance)
Это специалисты необходимы для каждого процесса разработки и обеспечения высокого качества продукта.
Они тестируют его, проходят через все приложение и определяют баги и ошибки с последующим предоставлением отчета команде разработки, которая проводит их исправление.
Необходимо выявить ошибки до того, как продукт попадет к пользователям, чтобы сохранить лицо продукта и обеспечить позитивный пользовательский опыт.
Другие обязанности QA-специалистов включают общее тестирование продукта и его соответствие заявленным требованиям.
Специалист по маркетингу
Профессионалы в сфере маркетинга работают с продуктом на стадии до и пост-разработки и являются необходимыми для развития каждого продукта, только если это не система, используемая исключительно внутри компании. Команда разработала отличный продукт, но какой в этом смысл, если никто об этом не узнает?
Таким образом, эти специалисты проводят исследование рынка на первой стадии проекта, определяют целевую аудиторию и изучают ее нужды и предпочтения, а также подготавливают и запускают маркетинговые кампании после выпуска продукта, ищут каналы распространения, занимаются маркетингом в социальных сетях, пишут тексты и статьи, описания продукта (контент-маркетинг) и др., чтобы обеспечить продвижение продукта и его успех.
Специалисты по маркетингу также отвечают за анализ статистики приложени, его дальнейшее развитие и улучшение (подразумевая анализ реакции пользователей, определение функций и того, что нужно сделать в следующей версии)и пр.
Председатель (chairman) выбирает путь, по которому команда· движется вперед к общим целям. Умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды и эффективно применить потенциал каждого члена команды. Можно подумать, что таким человеком является официальный руководитель проекта, однако в самоуправляемых командах эту роль может выполнять любой человек.
Оформитель (shaper) придает действиям· команды законченность, направляет внимание в нужное русло и пытается придать групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности определенные рамки. Такой человек может иметь официальную должность архитектора или ведущего проектировщика, однако на самом деле эта роль скорее “воображаемая”. В любом, даже самом безнадежном проекте важно иметь единое и четкое представление о проблеме и ее возможном решении.
Генератор идей (plant) выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя особое внимание главным проблемам, с которыми сталкивается группа. Данную роль можно описать так: это человек, который пытается внедрять в работу новые радикальные технологии и ищет новые решения для текущих задач.
Критик (monitor-evaluator) анализирует проблемы с· прагматической точки зрения; оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. В большинстве случаев такой человек играет роль скептика, уравновешивая оптимистические предложения оформителя и генератора идей. Критик хорошо знает, что новые технологии отнюдь не всегда работают, обещания поставщиков о возможностях новых средств и языков иногда не сбываются, да и вообще все может пойти не так, как было задумано.
Рабочая пчелка (company worker) превращает планы и концепции в рабочие процедуры. Систематически и эффективно выполняет принятые обязательства. Другими словами, в то время как оформитель придает крупным технологическим решениям законченность, генератор идей предлагает радикально новые решения, а критик занимается поиском изъянов и недостатков, рабочая пчелка трудится, не привлекая внимания и выдавая тонны кода.
Опора команды (team worker) поддерживает силу духа в· участниках проекта, оказывает им помощь в трудных ситуациях, пытается улучшить взаимоотношения между ними и в целом способствует поднятию командного настроя. Такой человек выполняет в команде роль дипломата.
Завершающий (completer) – поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания, и старается, насколько возможно, избавить команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и с бездействием. Такой человек играет важнейшую роль во время тестирования системы на завершающей фазе жизненного цикла проекта, однако его роль на более ранних фазах тоже важна. Команде необходимо время от времени (а еще лучше каждый день) напоминать, что они делают проект не для себя, а участвуют в проекте с жесткими сроками и промежуточными контрольными точками, которые необходимо достигать вовремя, чтобы не провалить проект.