Основы проектной работы 2019

Учишься на "программной инженерии" или "прикладной информатике"?
Нужно сделать проект, но ты не понимаешь, чего от тебя хотят?
Не знаешь, с чего начать и как организовать процесс?

Значит, эта статья для тебя!
Мы постараемся максимально подробно и понятно рассказать тебе, что такое проект, описать каждое из направлений,
а также дадим рекомендации и (увы!) установим кое-какие ограничения.

Готов? Тогда поехали в светлое будущее к успешному проектному практикуму!


Что я должен сделать?
(спойлер - почти то же самое, что в прошлом семестре, но с новыми фишечками)

Глобально в проектном практикуме ничего не меняется. Тебе нужно собрать команду из 3-5 человек (большее и меньшее количество оговаривается в индивидуальном порядке),
выбрать одно из четырех предложенных направлений, сделать проект и защитить его перед экспертной комиссией. Подробнее обо всех этапах проекта написано ниже.


В чем смысл проекта?
(кратко - нужно сделать что-то уникальное и завершенное, прийти от целей к результату)

Цель проектного практикума второго семестра - научить студентов работать с заказчиком (пока не реальным), поэтому для проектов будут прописаны технические задания,
а команды будут обязаны думать о потенциальных пользователях, контактировать с куратором и использовать доски Trello для эффективной работы над проектом.

 

Под проектом обычно подразумевается комплекс мероприятий, направленных на создание уникального продукта в условиях временных и ресурсных ограничений.
Проще говоря, твоей команде нужно будет создать что-то новое, дойти от цели до результата и при этом уложиться во временные рамки.

Самое главное - не забывать о заказчике и пользователях, потому что ЭТО НЕ СТАРТАП, ЭТО ПРОЕКТ.


Заказчик - зачем он вообще нужен?

Заказчик - это человек, который выдвигает требования к проекту на основе поставленной цели и интересов пользователей. Работая над проектом, ты работаешь, в первую очередь, в интересах заказчика, поэтому нужно постоянно поддерживать с ним связь: согласовывать правки, утверждать изменения, показывать промежуточные результаты работы.

 

Скорее всего, в будущем ты столкнешься с самыми разными заказчиками, и будет неплохо, если ты научишься работать с ними уже сейчас.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут при работе с заказчиком:

1. Перед началом работы обсуди с заказчиком желаемый результат и составь подробный план проекта с учетом всех требований и пожеланий заказчика. Если в процессе работы заказчик начнет менять требования, ты сможешь сослаться на план и сделать процесс внесения правок менее болезненным.

2. Задавай как можно больше вопросов и обязательно записывай ответы заказчик в блокнот или на диктофон.
Чем больше вопросов задашь сейчас, тем меньше их будет к тебе по окончанию работы.

3. Чаще проси feedback. Заказчик должен быть осведомлен о процессе разработки, тогда финальных правок будет меньше.

4. Вносить крупные правки или добавлять что-то новое стоит только после согласования с заказчиком.


Это все понятно, что там с направлениями?

В этом семестре количество направлений для проектов увеличилось. Команда может выбрать одно из четырех предложенных ниже направлений.

 

  • Коммуникация во внеучебном пространстве

    Проект (приложение) для организации внеучебной деятельности (мессенджеры, социально-краудфандинговые платформы) в УрФУ

  • Мобильный мир для здоровья и спорта

    Мобильное приложение для здорового образа жизни (использование в проекте устройств контроля физической активности и физического состояния) для фитнес-центров

  • Digital-Art

    Проект (Web-сервис, мобильное приложение) в области Digital-Art.

  • Абитуриент ИРИТ-РтФ
    (доступно после специального согласования с куратором)

    Проект для разработки приложения (web-сервиса) для приемной кампании Абитуриент ИРИТ-РтФ 2019.


С чего нам начать ?

1 этап - Объединение в команды

Объединитесь в команду от 3 до 5 человек включительно и зарегистрируйтесь на сайте project-it.info, если ваша команда еще не зарегистрирована там.

 

2 этап - Выбор направления

Выберите одно из 4 направлений, представленных на сайте project-it.info и запишитесь на него.

 

3 этап - Выбор интересующей тематики.

Решите, с чем вы хотите поработать в контексте выбранного направления. Это может быть что угодно: веб-разработка, нейронные сети, машинное зрение или мобильные приложения. Впоследствии куратор постарается предложить вам такой проект, в котором выбранное направление будет переплетаться с вашими личными интересами (да, в реальной жизни так почти не бывает, но ведь мы еще учимся).

 

4 этап - Составление концепта

Подумайте, каким будет ваш проект, и составьте его концепт.
При составлении рекомендуется руководствоваться следующими вопросами:

  • Что это за сервис (приложение)? Для чего оно?

  • Для кого вы разрабатываете этот продукт? Кто может быть заказчиком и пользователем?

  • Какие проблемы пользователей решает продукт?

  • Каков минимальный функционал сервиса (приложения)? После чего можно считать проект успешным?

  • Существуют ли прямые конкуренты проекта? Если да, то каков их функционал?

  • Кто будет наполнять сервис контентом (откуда там появятся данные)?

  • Какие технологии будут использоваться при создании продукта?

Внимание! При составлении концепта не рекомендуется использовать так называемые слова-лозунги:
масштабируемый, удобный, надежный, отказоустойчивый, оптимальный.
В противном случае вы должны будете объяснить, в чем “измеряется”, например, надежность вашего продукта и какой продукт считать надежным.
 

Пример грамотно составленного концепта: http://project-it.info/news/project-description-example

 

5 этап - Размещение концепта на сайте project-it.info.

Чтобы куратор мог посмотреть концепт вашего проекта, разместите его на сайте project-it.info.

 

6 этап - Томительное ожидание и правки.

Напишите в группу проектного практикума (через кнопку “Написать сообщение”) название вашей команды и список участников.
Дождитесь комментариев куратора и исправьте свой концепт, если это необходимо.

 

7 этап - Настройка доски Trello.

Для общения с куратором-заказчиком и отчетности вам нужно будет использовать доски Trello.
Выберите человека, который будет отвечать за ведение командной доски Trello.
Он создаст и настроит доску, а также будет отвечать за распределение задач между участниками команды.

Подробнее о работе с Trello будет рассказано в отдельной статье.

 

8 этап - Распределение ролей.

Распределите роли в команде. Назначьте ответственных за доску Trello, общение с куратором, дизайн продукта и так далее.

Подробнее о разделении обязанностей мы расскажем в отдельной статье.

 

9 этап - Составление ТЗ.

Пообщайтесь с куратором и составьте вместе с ним техническое задание для команды.
Четко пропишите в нем требования, ожидаемые результаты, сроки выполнения каждой части проекта и так далее.
Чем подробнее техническое задание, тем меньше неожиданных “хотелок” возникнет в будущем (в спорных ситуациях можно ссылаться на техническое задание, которое вы прописали совместно).

 

10 этап - Начало работы над проектом. Разработка MVP.

Приступайте к работе над проектом.
Помните о сроках: на защите вам нужно будет представить рабочий проект, поэтому не нужно откладывать дела на потом.

Главная задача - сделать минимальный рабочий (да, надо чтобы работало) прототип продукта, который в будущем сможет стать чем-то более глобальным.

 

11 этап - Регулярное согласование результатов работы с куратором.

Примерно раз в две недели (можно реже, если вы уверенные в себе супермены) согласовывайте промежуточные результаты работы с куратором.
Не накапливайте материал: лучше вносить небольшие коррективы, чем править весь проект накануне защиты.

© ФГАОУ ВО «УРФУ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»