Прототипы и MVP

Что такое MVP?

MVP (minimum viable product) — это минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей, понять что им нужно и не создавать то, что им неинтересно.


Зачем нужен MVP?

Какой бы гениальной она не была, идея — это не конечный результат. Создав минимально жизнеспособный продукт, вы сможете:

  • Сэкономить деньги, не вкладывая их в провальный проект.

  • Проверить, интересует ли ваш продукт потенциальных пользователей.

  • С помощью итераций узнать, какое направление развития будет самым оптимальным.

  • Собрать базу потенциальных клиентов и найти ранних приверженцев своего продукта.

 

Стив Бланк, автор методики развития клиентов (customer development methodology), утверждает, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов.
Вместо того, чтобы изучить их потребности еще на ранних стадиях, разработав MVP product, основатели стартапов с головой уходят в работу над рисковой затеей, непроверенной на реальных пользователях.


Как правильно сделать MVP?

 

Шаг 1. Обозначьте проблему, которую хотите решить

Первое, что нужно сделать, — сформулировать цель продукта.
Ответьте на вопрос: «Для чего нужен этот продукт?».
Переходите к следующему шагу, как только четко изложите в нескольких словах ценность продукта.

Например, если вы хотите открыть сервис доставки еды, проблема, которую вы хотите решить, может звучать так: «Обеспечить пользователям получение еды из местных ресторанов навынос».
 

Шаг 2. Определите целевую аудиторию и сузьте ее

Удовлетворить потребности широкой аудитории — ошибочное решение. Увеличьте свои шансы на успех — выберите определенную аудиторию.
Сделайте развернутое описание персоны, которой может понравиться ваш продукт.

Представления об образе жизни интересной вам аудитории помогут понять, сможет ли ваш будущий продукт решать проблемы потенциальных покупателей, с которыми они сталкиваются регулярно.
 

Шаг 3. Проанализируйте конкурентов

Не переоценивайте эксклюзивность своего продукта, особенно если заранее знаете о других компаниях в отрасли. Проанализируйте конкурентов.
Выясните их сильные и слабые стороны, чтобы определить функциональность своего будущего продукта.

“Проанализируйте трех главных игроков рынка, узнайте, как долго они существуют на нем, какие продукты и услуги предоставляют. Определите, есть ли у них конкурентные преимущества и оцените свою способность предложить что-то лучшее.”

Шаг 4. Определите карту путей пользователя

User flow — путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Он должен быть логичным и понятным.

Карта путей пользователей — руководство с требованиями к контенту и дизайну сайтов / приложений.
При построении хорошей карты путей пользователей вы должны понимать, что хотят получить клиенты при использовании вашего продукта.
Убедитесь, что вы предоставили пользователям дополнительную информацию и выясните возможные недочеты, которые могут помешать им перейти на следующий шаг.
 

Шаг 5. Составьте список функций с градацией по приоритету

Вам необходимо перечислить обязательные функции для будущего продукта.

Вы должны выяснить, насколько важна и ценна конкретная функция, как часто она используется, имеет ли риски, сколько пользователей к ней обращаются.

После того, как вы упорядочили функции в соответствии с их приоритетом, начертите вертикальную линию и разместите их в нужной последовательности. Самое важное и часто используемое поставьте в верх списка, остальное — разместите снизу.


 

Шаг 6. Определите объем MVP

После того, как вы расставили функции по их приоритету, можно определить объем MVP.
Первый горизонтальный ряд на карте называется ходячим скелетом (каркасом).
Этот ходячий скелет — наименьшая полезная версия продукта, которой недостает «мяса», то есть функциональности. Сначала мы должны создать каркас.

В некоторых случаях MVP совпадает с каркасом, а иногда обладает ограниченной функциональностью.
Чтобы понять, какие есть отличия между каркасом, минимально жизнеспособным продуктом и его дальнейшей концепцией, вы должны классифицировать функции.

Шаг 9. Используйте альфа- и бета-тестирование

Альфа -так называемое внутреннее тестирование, когда ограниченная группа людей оценивают продукт.

Если продукт прошел этот тест, вы можете перейти к бета-тестированию - позволить реальным пользователям попробовать продукт в течение одной-двух недель.
Проанализируйте обратную связь и определите, какие функции необходимо добавить или заменить, чтобы сделать продукт лучшим.

Если вы собрали достаточно отзывов, можете обновить продукт, затем снова протестировать его и получить обратную связь.
Количество циклов «создания-тестирования-обучения» и их временные рамки зависят от продукта.


Бумажное прототипирование как вид MVP

Бумажное прототипирование — это самый первый этап и часто используемый метод проектирования сайта или мобильного приложения, к тому же самый доступный.
Основная цель на этом этапе — построить грамотную структуру для взаимодействия с посетителем.

Прототип это не финальный дизайн, не стоит в нем прорисовывать графические элементы, вставлять иллюстрации или учитывать шрифт.
За степенью детализации стоит следить, так как этим легко увлечься.

С помощью такого прототипа можно показать структуру будущего сайта или приложения и получить мгновенную обратную связь от заказчика, нарисовали, обсудили, нарисовали еще раз, если это необходимо. После представления прототипа клиент знает чего ожидать в результате, а разработчик уверен в целях и требованиях.
 

Достоинства:

  • Высокая скорость — возникла идея, тут же ее воплотили. В процессе появились вопросы, или новые идеи — сразу сделали изменения. Это гораздо быстрее сделать на бумаге, чем проектировать в программе.

  • Детализация — можно дорисовывать или добавлять элементы интерфейса.

  • Доступность — не нужно владеть программами для прототипирования или графическими редакторами.

  • Дешево — нужны только ручки, карандаши, ластик и ножницы.

  • Позволяет продумать систему взаимодействия с пользователем, расположение нужных блоков, организовать систему навигации.


 


Заключение

Минимально жизнеспособный продукт играет роль подушки безопасности — дает возможность прогнозировать коммерческий и технический потенциал продукта, а также его реализацию.
MVP позволяет принимать технические и бизнес-решения на основе фактов, а не предположений.

Поэтому тестирование концепции или продукта на рынке — главная цель создания MVP.

© ФГАОУ ВО «УРФУ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»