Интервьюирование заказчика

Привет студент!

В этой статье мы расскажем о различных аспектах интервьюирования, как правильно выстраивать общение и о других полезных советах.


1. Способы связи

Не все способы связи можно назвать равными. Разные клиенты предпочитают разные варианты общения: телефон, электронная почта, видеочат, личная встреча и т. д. Конечно же, вам лучше постараться приспособиться к тому способу связи, который предпочитает ваш клиент. Так вы продемонстрируете вашу гибкость.

Но всё же, убедитесь в том, что и заказчик со своей стороны поддерживает ваш вариант связи с ним. А вашим вариантом связи определенно должен быть либо e-mail, либо система управления проектом.
Почему именно так? Потому что асинхронная, письменная коммуникация дает возможность лучше контролировать общение.
Еще в самом начале проекта необходимо дать понять, что это будут ваши официальные способы связи.

Это позволит вам:

  • проверять правильность ваших ответов перед отправкой письма;

  • формулировать и корректировать свои ответы;

  • установить частоту обмена письмами и управлять ожиданиями клиента.

При живом общении часто не хватает времени для тщательного обдумывания ответов. Да, важно быть доступным для своего клиента, но вы не можете общаться с ним беспрерывно в рабочее время — вы попросту ничего не успеете сделать.

Если при личной встрече обсуждались какие-то важные детали, постарайтесь подвести итоги беседы по электронной почте или в системе управления проектом.
Электронная переписка станет в дальнейшем ценным архивом как для вас и вашей команды, так и для клиента.


2. Визуальная коммуникация

Письменное общение крайне необходимо для обеспечения четкости коммуникации.
Однако, когда появляется потребность объяснить какой-то технический момент, воспользуйтесь другим способом предоставления информации: визуальная коммуникация.

Почему так? Что ж, на биологическом уровне человеку проще усвоить и запомнить информацию, поданную в виде графики, нежели в форме текста.
Эти две формы коммуникации вместе существенно упростят ваше общение с клиентом.

При асинхронной коммуникации (общение по электронной почте) всегда старайтесь дополнить текст скриншотами, GIF-анимацией или видеороликом, для иллюстрации своих пояснений.

Ничто так не успокаивает клиента, как отчет об исправлении бага с графическим подтверждением.

И когда вы будете представлять новый проект на встрече, живая демонстрация обязательно должна присутствовать в вашем «вооружении».
Допустим, вы обсуждали адаптивный дизайн для сайта. Мало просто сказать клиенту: «Сайт хорошо смотрится на экранах мобильных устройств».
Вместо этого вручите ему в руки планшет и дайте возможность самостоятельно зайти на сайт и своими глазами увидеть результат.
Такое действие станет доказательством того, что то, что вы делали, действительно работает и классно выглядит.


3. Общение с заказчиком

Позитивное расположение играет большую роль в общении с клиентами. Важно строить не только хорошие сайты, приложения или ПО, но и отношения с заказчиками. Негативное поведение, раздражительность, уклонение от ответов или смена условий сотрудничества может привести к быстрому ухудшению отношений.

Поэтому от начала до конца старайтесь быть чуткими, терпеливыми и постоянными. Следите за тоном, будьте спокойными и не торопитесь, особенно во время встреч.
Такое поведение успокоит клиента в сложный период, укрепит его доверие и признательность.


4. Сбор информации

 

Блок 1. Общая информация.

Многие забывают про это и сразу переходят к функционалу, однако, этот этап один из самых важных, как для аналитики, так и для установления контакта с заказчиком.
Как же эта информация собирается? Вы просите заказчика самого рассказать о своей компании, и все, большинство собственников бизнеса с удовольствием рассказывают о себе. Тем не менее нам необходимо иногда подталкивать его рассказ в нужное нам русло.

И в случае, если заказчик не очень общителен, мы тоже задаем ему эти наводящие вопросы:

  • Основные направления деятельности (чем занимаетесь)

  • Структура компании (отделы, подразделения, департаменты)

  • Сотрудники (количество, качество)

  • Можете ли назвать показатели, по которым можно понять успешна ваша деятельность или нет? Измеряете ли вы их?

  • Кто ваши клиенты?

Вопросов может быть много, все зависит от величины заказчика и направления его деятельности.
Кстати, важный момент, перед встречей ознакомьтесь с той информацией о заказчике, которую можно найти в свободном доступе. На встрече это покажет вашу заинтересованность и позволит не задавать глупых вопросов.

 

Блок 2. Нефункциональные требования

Этот блок уже более специфичный и зависит от того, какой продукт вы предлагаете. Однако есть несколько общих вещей, которые необходимо узнать.

  • Проблемы, которые знает заказчик: описание, почему она есть, как он решает ее сейчас, как хотел бы решать

  • Проблемы, о которых не знает заказчик, но которые есть у большинства, исходя из вашего опыта. Называете проблему, если заказчик согласен, что она есть, описываете решение.

  • Проблемы, которые вы увидели при общении с заказчиком. Называете проблему, если заказчик согласен, что она есть, придумываете решение совместно или предлагаете свое.

 

Обязательно фиксируйте все проблемы у себя.
После того как все проблемы описаны, обсудите с заказчиком приоритетность решения данных проблем, а также разбейте их на три категории: делаем обязательно, хорошо бы сделать и хотелось бы, но не принципиально. Пробегитесь еще раз вместе с заказчиком по списку, может всплывет дополнительная информация.

 

Блок 3. Функциональные требования

Это максимально специализированный блок. То есть конкретно под ваш продукт. Как он будет выглядеть в итоге, какие будут функции и т.д. (грубо говоря какого цвета и размера будет кнопка «Решить проблему заказчика»). Если вы технический специалист, то здесь начинается ваша любимая часть.

Здесь, однако, не стоит ни в коем случае забывать, что заказчик, очень часто, вообще не представляет, о чем идет речь.
Поэтому, каждый термин, который вы называете надо уметь объяснить заказчику, а еще лучше привести пример из его сферы деятельности.
Тут нам как раз пригодится ноутбук или распечатки с примерами. Не погружайтесь слишком глубоко, опишите общее представление – главное, чтобы оно сошлось у вас с заказчиком.
Ему не очень интересно какой и где вы будете дописывать код, главное, чтобы это выглядело и работало так как он хочет. После того как, на ваш взгляд, вы описали все, что нужно, переходите к следующему этапу.

 

Блок 4. Подведение итогов

Еще раз, вкратце, ВКРАТЦЕ, потому что все устали и вы в том числе, пройдитесь по всем пунктам. Добейтесь согласия от заказчика по каждому из них, потом будет проще. Убедитесь, что ничего не забыли. Далее, если требуется, согласуйте дату следующей встречи, обговорите все дальнейшие действия и запишите их себе. Обменяйтесь с заказчиком контактными данными. Можете вставать и уходить.

© ФГАОУ ВО «УРФУ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»